+7 (351) 217-89-51
Челябинск, ул. Сталеваров, д. 22

Моторное масло, применяемое в двигателях

Функции моторного масла 

Моторное масло выполняет следующие функции: 
Смазывание подвижных соединений (снижение трения и уменьшение износа) 
Охлаждение трущихся поверхностей, уплотнение зазоров ЦПГ (цилиндро-поршневой группы) – создание «масляного клина»
Вынос продуктов износа и сгорания из зон трения деталей 
Подавление лако- и нагароотложений, окисления и коррозии 
Консервация

Эксплуатационные требования к моторным маслам 

Для выполнения этих функций моторные масла должны удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям: 
Обладать оптимальными вязкостными свойствами, обеспечивающими надежную и экономичную работу двигателей на всех эксплуатационных режимах;
Иметь хорошую смазывающую способность для предотвращения интенсивного изнашивания трущихся поверхностей деталей;
Обладать достаточной химической стойкостью, обеспечивающей минимальное изменение свойств смазочного материала в процессе применения, а также небольшое образование коррозионно-активных продуктов и вредных отложений, что позволяет увеличить продолжительность работы смазочных материалов при минимальном коррозионно-механическом изнашивании сопряжений двигателя;
Обладать устойчивостью к испарению, вспениванию и образованию эмульсий, а также к выпадению присадок;
Надежно защищать трущиеся поверхности и другие металлические детали от атмосферной коррозии.

Важнейшими эксплуатационными свойствами моторных масел являются: вязкостно-температурные (вязкость, индекс вязкости, температура застывания), противоизносные, антиокислительные, диспергирующие (моющие), антикоррозионные. 
Вязкостью называется свойство жидкости оказывать сопротивление при перемещении ее слоев под действием внешней силы. Это свойство является следствием трения, возникающего между молекулами жидкости.
Вязкость существенно меняется с изменением температуры. С понижением температуры взаимодействие между молекулами усиливается, и вязкость масла увеличивается.
Вязкость – одно из важнейших свойств масла, имеющее многостороннее эксплуатационное значение. От вязкости в значительной степени зависит режим смазки пар трения, отвод тепла от рабочих поверхностей и уплотнение зазоров, энергетические потери в двигателе, его эксплуатационные свойства. Быстрота пуска двигателя, прокачивание масла по системе смазки, охлаждение трущихся поверхностей деталей и их очистка от загрязнений также зависят от вязкостно-температурных свойств масла.

Масла повышенной вязкости используются для высоконагруженных, низкооборотных или работающих в условиях напряженного теплового режима двигателей. При этом, чем выше вязкость масла в работающем двигателе, тем надежнее уплотнения, меньше вероятность прорыва газов, ниже угар масла. Поэтому масла с большой вязкостью применяют в случаях, когда двигатель изношен, зазоры увеличены или условия эксплуатации характеризуются высокой запыленностью, повышенной температурой, изменяющимися в больших пределах нагрузками. 

Масла с меньшей вязкостью применяют для легконагруженных высокооборотных двигателей. Они облегчают пуск двигателя, лучше прокачиваются по системе смазки и очищаются от механических примесей, обеспечивают хороший отвод тепла от рабочих поверхностей деталей.

Зависимость вязкости масла от температуры называется вязкостно-температурной характеристикой (ВТХ).
При введении в базовое масло депрессорной и загущающей присадок вязкостно-температурная характеристика (ВТХ) изменяется в лучшую сторону, становясь более пологой. За счет депрессорной присадки масло при отрицательных температурах остается достаточно жидким, что обеспечивает его хорошую прокачиваемость через систему смазки. За счет загущающей присадки при увеличении температуры вязкость масла снижается менее интенсивно, что обеспечивает лучшую несущую способность масляной пленки и большее давление в системе смазки двигателя при высоких температурах. 

Виды моторного масла: 

В зависимости от вида базового масла (основы) моторные масла делятся на: 
Минеральные (полученные в процессе переработки нефти) 
Синтетические (полученные путем химических реакций, направленных на образование однотипных молекул органических веществ с заданными свойствами) (Fully Synthetic, Voll Synthetic, 100% synthetic)
Частично синтетические (полусинтетические), состоящие из смесей минеральных и синтетических базовых масел.(Semi-Synthetic, Teil Synthetic, Synthetic, Synthetic Based, Synthetic Blend)

Конструктивная структура моторного масла 

Моторное масло – 100% (товарное) состоит из следующих компонент: 

1. Базовое масло – 80-90%. Виды базового масла по составу: 
Минеральное 
Сложная смесь углеводородов, полученных из нефти
Синтетическое
Органические соединения, продукт целенаправленных химических реакций. Это могут быть полиальфолеины, алкилбензолы или эфиры 
Полусинтетическое
Смесь минерального и синтетического базового масла

2. Пакет присадок – 10-20% (100% синтетические) 
Моющие (детергенты) – уменьшают и предотвращают образование высокотемпературных отложений
Диспергирующие (дисперсанты) – расщепляют загрязнение и удерживают его во взвешенном состоянии (80-85%)
Антиокислительные — повышают окислительную устойчивость масел
Противозадирные, притивоизносные и антифрикционные – присадки, улучшающие смазочные свойства масла
Антипенные — предотвращают вспенивание масла
Антикорозионные или ингибиторы коррозии – предотвращают коррозию черных металлов (7-12%)
Вязкостные или загущающие – уменьшают степень изменения вязкости масла с изменением температуры
Депрессорные – понижают температуру застывания масла

Синтетические моторные масла обладают более благоприятной ВТХ по сравнению с минеральными. Температура потери подвижности синтетических моторных масел может быть существенно ниже (до -650С), чем у минеральных. Вязкость при температурах 250-3000С у синтетических масел в 2-3 раза выше, чем у минеральных равновязких им при 1000С. 

Синтетические масла имеют лучшую термическую стабильность, низкую испаряемость и малую склонность к образованию высокотемпературных отложений, они превосходят минеральные масла по антиокислительным свойствам, диспергирующей и механической стабильности, обладают равными или лучшими противозадирными и противоизносными свойствами. Поэтому синтетические масла с успехом применяются в высокофорсированных теплонапряженных ДВС. 

Благодаря своим свойствам синтетические масла имеют срок службы 20 000 километров пробега и более без смены. Расход синтетических моторных масел на угар на 30-40% меньше по сравнению с минеральными.

 

по материалам компании AGA

ajaxLoader